Изменение взглядов на мировую историю

  • 09-04-2021
  • комментариев

Меня так захватило название «Шелковый путь», что я совершенно не удосужился уделить такое же внимание второй части названия «Новая история мира». В середине первой главы «Сотворение Шелкового пути» пришло осознание того, что да, хотя легендарный Шелковый путь и находится в центре внимания книги, это действительно новый взгляд на значительную часть мировой истории. со времен античности вплоть до наших дней, хотя и не совсем начиная с египтян, долгое время считался источником человеческой цивилизации.

Переписывая историю мира и ставя Шелковый путь своим центральная ось, требует резкого изменения взгляда перед лицом многовековых устоявшихся научных исследований. А также мысленное изменение позиции для читателя. Нет сомнений в том, что прослеживание истории человечества как триумфа Запада было ошибкой, общей для многих летописцев человеческих усилий. Однако упускать из виду вклад эпохи Возрождения, промышленной революции или цифровой эпохи со многими другими значительными вехами, происходящими из той же среды, - это преувеличение.

Многоязычный византинист Питер Франкопан взял на себя эту обременительную работу в попытка продемонстрировать, насколько влиятельным был Восток, особенно бывшие регионы Шелкового пути, на марше истории человечества. С переменным успехом.

Места, расположенные на бывшем Шелковом пути, такие как Самарканд, Балх или Бухара, больше ассоциируются с легендарным прошлым, а сегодня о них думают позже. Однако в период расцвета Шелкового пути ситуация была прямо противоположной. Действительно, они были на главном канале обмена не только богатством, но и идеями, религией, духовностью, культурой, едой и многим другим. Действительно, на протяжении веков Восток, а это могло означать обширный регион от Японии и Китая до Сирии и Армении, с Персией прямо посередине, был самой богатой частью планеты и очень желанным как для торговцев, так и для завоевателей. Будь то греки, римляне или их преемники, «смотри на восток» для большинства было национальной политикой. То, что рассказы о правителях, которые смотрели на Восток, были написаны больше, чем о тех, чьи империи они желали, конечно же, является отражением европоцентрического письма, к которому обращается книга Франкопана.

Эта книга - грандиозный прорыв, в значительной степени связанный с этим. традиция западных историков. Автор выявляет многие упущения более привычного взгляда на историю. Стоит отметить, что в Кашгаре до Кентербери был христианский собор или что индийские буддийские посольства доходили до Персии, Сирии и Персидского залива, а также до Восточной Азии до начала христианского мира. Ему удается многое связать с Шелковым путем, от его роли в экспедициях Христофора Колумба до начала Первой мировой войны. Любопытно, что есть некоторые личные цели, такие как упоминание «пещер маратхов в Эллоре на севере Индии». , или размещение Дели рядом с Гиндукушем.

Франкопан заключает, что пришло время для возрождения народов Шелкового пути. Он приводит не только пример того, как Китай строит железные дороги к сердцу Европы как «железный шелковый путь», но и вновь заявляют о себе страны Центральной Азии. Несмотря на то, что это объемный фолиант, очевидно, что он должен избирательно подходить к тому, на что он смотрит в плотной человеческой истории прошлого, заставляя время от времени формулировать упрощенные формулировки. Можно не согласиться со всеми гипотезами в книге или даже с большинством, но книга действительно заставляет переориентировать призму истории. И развлекает, и информирует в лучшем виде.

комментариев

Добавить комментарий